Деятельность

Медицинская помощь детям

Как разглядеть черты, присущие детям с аутизмом? С каждым годом детей с расстройствами аутистического спектра во всем мире становится больше. Их называют «детьми Снежной королевы», ведь на всё море любви и нежности, которое изливают на них близкие, маленькие Каи и «ледяные принцессы», кажется, не отвечают и каплей взаимности. Родители детей с расстройством аутистического спектра часто обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех.
Аутизм - снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.

До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения расстройств аутистического спектра.  Предполагают, что дело в генетических нарушениях, которые возникают на ранних этапах беременности по тем или иным причинам. Кроме того, к факторам риска относятся: немолодые родители, мужской пол ребенка (у девочек подобные расстройства встречаются гораздо реже), неблагоприятная окружающая среда (например, контакт эмбриона с токсинами).
У большинства детей с аутизмом есть проблемы с общением с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети с аутизмом  способны на это, если они что-то хотят, они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт.

Иногда, уже на первом году жизни родители замечают эмоциональные и поведенческие особенности ребенка: ребенок с 6-7 месяцев избегает физического прикосновения и сближения, не стремится «на ручки», не улыбается в ответ. Он не обращается к родителям за лаской или утешением, тяготится объятиями и проявлениями родительской любви. Родителей беспокоит, что ребенок не выделяет их из числа окружающих его лиц, относится к людям как к неодушевленным предметам. Ребенок нередко не проявляет тревоги при разлуке с мамой, не стремится схватиться за нее в незнакомой обстановке.

Очень часто родителям или другим людям в окружении ребенка с расстройством аутистического спектра начинает казаться, что они вообще не способны на коммуникацию и общение с ребенком, и они не понимают, что делать. Может казаться, что ребенок вообще не слышит, что ему говорят, он не отвечает на свое имя и/или равнодушен к любым попыткам коммуникации. Однако можно использовать повседневные возможности и игры, чтобы поощрять коммуникацию и общение у ребенка с аутизмом.
Родителям важно понять, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы. Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя.
Яркими внешними проявлениями синдрома раннего детского аутизма являются:
•    снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей;
•    стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение. Игра детей с аутизмом, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками, которые используются не по назначению или с неигровыми материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).
•    характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь, может увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях, т.е. имеет место избегание речевого взаимодействия. Для ребенка с аутизмом характерны речевые эхолалии - стереотипное бессмысленное повторение услышанных слов, фраз, вопросов. Такие дети склонны игнорировать человеческую речь, но проявляют интерес к «неживым», механическим звукам. У родителей детей с расстройством аутистического спектра нередко возникают подозрения, что ребенок не слышит. В то же время у них возможны проявления гиперчувствительности, вплоть до затыкания ушей, в ответ на бытовые звуки окружающей обстановки или на новые звуки умеренной интенсивности;
•    Умственное развитие детей с аутизмом может быть нормальным, ускоренным или резко задержанным. Может наблюдаться различная по степени умственная отсталость.
•    У детей с аутизмом отмечаются эмоциональные реакции (гнева, страха, раздражения), выраженность которых иногда бывает очень значительной, симптомы самоповреждения, проявления аутоагрессии в виде ударов головой, вырывания волос, царапания, кусания.
Наибольшая выраженность поведенческих проблем (самоизоляция, чрезмерная стереотипность поведения, страхи, агрессия и самоагрессия) наблюдается в дошкольном возрасте, с 3 до 5 –6 лет.

Дети с расстройством аутистического спектра требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая такого ребёнка необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
- Примите на себя роль не только помощника, но и учителя
Не сокращайте количество возможностей, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно. Лучше всегда спрашивать ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребенку.
- Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми
Крайне важно, чтобы ребенок научился общаться, поэтому нельзя предоставлять его себе самому. Настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок.
- Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию
Ребенку с аутизмом  полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение  задач – ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать.
- Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера
Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает. Для развития двухсторонней коммуникации полезно имитировать действия ребенка и повторять за ним его слова. Как только ребенок установит, что взрослый имитирует его действия, то он может начать имитировать взрослого в ответ. Это создает возможность добавить в общение что-то новое, что будет повторять ребенок.
- Предоставляйте ребенку положительную обратную связь
Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова.
- Предоставьте ребенку  причину для коммуникации
Во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
- Поощрение просьб
Для этого можно располагать любимые игрушки в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать. Это будет поощрять ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
- Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно
Ребенка могут заинтересовать сложно устроенные игрушки. Когда ребенок начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, можно  помочь ему.
- Давайте предметы постепенно
Если вы будете ограничивать количество игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности.
- Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие
Если ребенок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить.
- Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте.

Говорите как можно меньше и как можно медленнее. Ограничьте количество слов, которые вы используете для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.
Дети с расстройством аутистического спектра  обязательно нуждаются в обслуживании группой специалистов, состоящей из врача (невролога, психиатра, педиатра), психолога и специалиста из области образования. Осмотр квалифицированным специалистом при подозрении на аутизм является основным в постановке диагноза. Врач осматривает ребенка, общается с ним, старается установить контакт. Обследование проводится в присутствии родителей, поскольку так ребенок чувствует себя спокойнее, а врач может уточнять интересующие его факты у близких людей. Многое в случае диагностики аутизма зависит от родителей малыша, которые должны до этого внимательно наблюдать за его поведением и отмечать все, что им кажется странным, а после точно ответить на вопросы специалиста. Могут потребоваться и инструментальные исследования – они проводятся для того, чтобы исключить другие неврологические заболевания, которые могут сказываться на поведении ребенка.

С уважением, к читателям официального сайта министерства здравоохранения Рязанской области медицинский психолог отделения медицинской реабилитации для детей с нарушением функции ЦНС ГБУ РО "КБ имени Н.А. Семашко" Татьяна Сергеевна Симукова.



Возврат к списку